Выдающаяся русская певица, одна из величайших мастеров вокального искусства XX века

Образцова
Елена Васильевна

Если человек обладает Божьим даром - у него никогда никаких препятствий нет...
Образцова Елена Васильевна
В оперном театре и на концертах партнерами певицы были выдающиеся музыканты — золотая плеяда певцов второй половины XX века, в числе которых: Дж. Сазерленд, М. Кабалье, Р. Скотто, М. Френи, Ш. Веррет, К. Бергонци, А. Краус, П. Доминго, Л. Паваротти, Х. Каррерас, П. Каппучиллии, Р. Брузон, Х. Понс, Н. Гяуров, Р. Раймонди, Л. Нуччи, российские певцы — Г. Вишневская, Т. Милашкина, Б. Руденко, М. Касрашвили, П. Лисициан, А. Огнивцев, З. Анджапаридзе, А. Ведерников, В. Атлантов, Ю. Мазурок, Е. Нестеренко, З. Соткилава, С. Лейферкус, В. Чернов, Д. Хворостовский, А. Нетребко; дирижеры — Е. Светланов, Ю. Темирканов, Г. Рождественский, В. Федосеев, В. Минин, Н. Некрасов, В. Спиваков, М. Плетнев, В. Гергиев.
Вся артистическая деятельность певицы — это стремительный и триумфальный путь к вершинам мастерства и международного признания. Выдающимися событиями признаны выступления Елены Образцовой в крупнейших театрах и концертных залах мира, включая миланский «Ла Скала», нью-йоркскую «Метрополитен-Опера», лондонский «Ковент Гарден», Венскую Государственную оперу. Уникальное артистическое дарование и творческая самоотдача определили исполнительские достижения певицы, снискали ей широкую известность и любовь слушателей во всем мире.
Елена Васильевна Образцова родилась в Ленинграде 7.07.1939г. В 1964 г. она окончила Ленинградскую Государственную консерваторию им. Н.А. Римского-Корсакова (класс профессора А. Григорьевой, оперный класс А. Киреева). Еще студенткой в декабре 1963 г. дебютировала в Большом театре в партии Марины Мнишек в опере М. Мусоргского «Борис Годунов». В мае 1964 г., минуя стажерскую группу, была принята в оперную труппу Большого театра. Начало творческого пути Елены Образцовой отмечено рядом блистательных побед на Всесоюзном и международных вокальных конкурсах: Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки (1962), имени М. И. Глинки (1962) и имени П. И. Чайковского в Москве (1970), имени Ф. Виньяса в Барселоне (1970).
В Большом театре Образцовой исполнены ведущие партии меццо-сопрано в классическом русском и зарубежном репертуаре, в операх композиторов XX века, создана галерея сценических образов, ставших живой классикой современной оперной сцены. Среди них: Марина Мнишек («Борис Годунов»), Любаша («Царская невеста»), Марфа («Хованщина»), Графиня («Пиковая дама»), Кончаковна («Князь Игорь»), Элен Безухова («Война и мир»), Фрося Котко («Семен Котко»), Амнерис («Аида»), Азучена («Трубадур»), Кармен («Кармен»), Эболи («Дон Карлос»), Ульрика («Бал-маскарад»), Сантуцца («Сельская честь») и др. В 1986 г. она дебютировала как режиссер, поставив на сцене Большого театра оперу Ж. Массне «Вертер».
Начало карьеры
В Большом театре
Партнёры
Е. Образцовой записано более 50 дисков на крупнейших студиях грамзаписи со знаменитыми дирижерами, среди которых — Г. фон Караян, К. Аббадо, Р. Мути, Ж. Претр, Д. Левайн, Л. Маазель, К.-М. Джулини, Д. Баренбойм, Р. Шайи, В. Гергиев. В последние годы вышли записи с концертов и спектаклей с участием Е. Образцовой, среди которых особое место занимают юбилейные спектакли 200-летия театра «Ла Скала». Тогда певица была удостоена приза «Золотой Верди» за выдающееся исполнение музыки великого итальянского композитора. В 2010 г. дискография Е. Образцовой пополнилась записанной на фирме Decca Classics оперой У. Джордано «Андре Шенье» в ансамбле с А. Бочелли и В. Урманой (дир. М. Армолиато).
Елена Образцова снялась в нескольких музыкальных фильмах («Моя Кармен» (приз XIV фестиваля телевизионных фильмов в Праге, 1978), «И образ мой предстанет тебе», «Поет Елена Образцова», «Веселая вдова», «Выше, чем любовь» и др.). Выдающейся работой певицы в кино стала роль Сантуццы в фильме Ф. Дзеффирелли «Сельская честь» (1981), поставленного на основе спектакля театра «Ла Скала», где ее партнерами выступили П. Доминго, Ф. Барбьери, Р. Брузон.
В 1999 г. состоялся дебют Е. Образцовой на драматической сцене («Антонио фон Эльба» А. Майнарди). В 2012 г. Е. Образцова дебютировала в спектакле «Реквием по Радамесу» А. Николаи, поставленном в Московском театре Сатиры. В ансамбле с О. Аросевой и В. Васильевой в сезоне 2012−2013гг. сыгранно около 30 спектаклей.
Наряду с интенсивной исполнительской деятельностью Елена Образцова всегда много сил отдавала педагогической работе. С 1973 по 1994гг. она преподала в Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Елена Васильевна также являлась профессором Токийской музыкальной академии «Мусашино», профессором кафедры сольного пения Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. Герцена. Е. Образцова проводила мастер-классы в Европе, Японии, в Санкт-Петербурге и Москве, являлась председателем жюри ряда европейских Международных конкурсов вокалистов. В 2011 г. Е. Образцова возглавила жюри XIV Международного конкурса им. П. И. Чайковского. С 1996 г. в Петербурге действует созданный Е. Образцовой Культурный центр, с 1999 г. — регулярно проводится Международный конкурс молодых оперных певцов.

В 2006 г. ко «взрослому» конкурсу добавился конкурс для детей и юношества.

В 2007—2008 гг. в качестве художественного руководителя Е. Образцова возглавляла оперную труппу Санкт-Петербургского театра оперы и балета им. М. П. Мусоргского — Михайловский театр. Год, который отдала певица работе в театре, стал поворотным в судьбе труппы. В сотрудничестве с итальянскими постановочными группами были выпущены две премьеры: оперы «Сельская честь» П. Масканьи (в постановке Л. Кавани) и «Любовный напиток» Г. Доницетти (в постановке Ф. Сперволи), имевшие большой зрительский успех.

В декабре 2011 г. певицей учрежден Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой». Основная цель Фонда — образовательные и просветительские проекты.
Записи, фильмы, театр
Менторство

За выдающиеся заслуги в развитии искусства Елена Образцова удостоена высших государственных наград СССР и России. Творческая и просветительская деятельность певицы высоко оценены правительствами и общественными организациями многих стран мира.
  • Марина Мнишек — «Борис Годунов», М. П. Мусоргский — Москва, Большой театр, 1963 г.
  • Полина, Миловзор, Гувернантка — «Пиковая дама», П. И. Чайковский — Москва, Большой театр, 1964 г.
  • Горничная, Княжна Марья — «Война и мир», С. С. Прокофьев — Москва, Большой театр, 1964 г.
  • Графиня — «Пиковая дама», П. И. Чайковский — Москва, Большой театр, 1965 г.
  • Амнерис — «Аида», Дж. Верди — Москва, Большой театр, 1965 г.
  • Оберон — «Сон в летнюю ночь», Б. Бриттен — Москва, Большой театр, 1967 г.
  • Любаша — «Царская невеста», Н. А. Римский-Корсаков — Москва, Большой театр, 1967 г.
  • Кончаковна — «Князь Игорь», А. П. Бородин — Москва, Большой театр, 1968 г.
  • Марфа — «Хованщина», М. П. Мусоргский — Москва, Большой театр, 1968 г.
  • Фрося — «Семен Котко», С. С. Прокофьев — Москва, Большой театр, 1970 г.
  • Элен Безухова — «Война и мир», С. С. Прокофьев — Москва, Большой театр, 1971 г.
  • Кармен — «Кармен», Ж. Бизе — Лас-Пальмас, театр «Перес Гальдос», 1972 г.
  • Азучена — «Трубадур», Дж. Верди — Москва, Большой театр, 1972 г.
  • Далила — «Самсон и Далила», К. Сен-Санс — Барселона, театр «Лисео», 1974 г.
  • Шарлотта — «Вертер», Ж. Массне — Марсельская опера, 1974 г.
  • Женя Комелькова — «Зори здесь тихие», К. В. Молчанов — Москва, Большой театр, 1975 г.
  • Сантуцца — «Сельская честь», П. Масканьи — Большой зал Московской консерватории, 1977 г.
  • Принцесса де Буйон — «Адриана Лекуврёр», Ф. Чилеа — Опера Сан-Франциско, 1977 г.
  • Ульрика — «Бал-маскарад», Дж. Верди — Милан, театр «Ла Скала», 1977 г.
  • Юдит — «Замок герцога Синяя Борода», Б. Барток — Москва, Большой театр, 1978 г.
  • Адальжиза — «Норма», В. Беллини — Нью-Йорк, «Метрополитен Опера», 1979 г.
  • Любава — «Садко», Н. А. Римский-Корсаков — Москва, Большой театр, 1979 г.
  • Иокаста — «Царь Эдип», И. Ф. Стравинский — Милан, театр «Ла Скала», 1980 г.
  • Джованна Сеймур — «Анна Болейн», Г. Доницетти — Милан, театр «Ла Скала», 1982 г.
  • Орфей — «Орфей и Эвридика», К. В. Глюк — Барселона, театр «Лисео», 1982 г.
  • Нерис — «Медея», Л. Керубини — Мерида, Римский театр, 1989 г.
  • Евдоссия — «Пламя», О. Респиги — Мадрид, Театр Сарсуэлы, 1990 г.
  • Иродиада — «Иродиада», Ж. Массне — Мерида, Римский театр, 1990 г.
  • Леонора — «Фаворитка», Г. Доницетти — Лас-Пальмас, театр «Перес Гальдос», 1992 г.
  • Княгиня — «Сестра Анджелика», Дж. Пуччини — Опера Сан-Франциско, 1992 г.
  • Бабуленька — «Игрок», С. С. Прокофьев — Милан, театр «Ла Скала», 1996 г.
  • Федерика, герцогиня Остхеймская — «Луиза Миллер», Дж. Верди — Барселона, Дворец Музыки, 1999 г.
  • Ахросимова Марья Дмитриевна — «Война и мир», С. С. Прокофьев — Париж, Опера Бастий, 2000 г.
  • Князь Орловский — «Летучая мышь», И. Штраус — Вашингтон, Кеннеди-центр, 2003 г.
  • Маркиза ди Беркенфилд — «Дочь полка», Г.  Доницетти — Токио, Болонский театр Комунале, 2006 г.
Оперный репертуар
Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой»
Генеральный директор:
+7 499 261 42 92
office@obraztsovafund.ru
Москва, Старая Басманная ул., д. 18, стр. 1
Контакты
Наталья Михайловна Игнатенко
|
|
|
|
|
Благотворительный фонд поддержки музыкального искусства «Фонд Елены Образцовой»
2024©Фонд Елены Образцовой